Немного о стилистике текстильных орнаментов, о том, как эти исторические знания можно применить к нашей современной жизни.
Ренессанс. Если коротко, то элементы орнаментов эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.) реализовали в себе принципы того времени, когда Европейцы (снова) вернулись к осознанию красоты гармонии, симметрии и перспективы. В эпоху Возрождения орнаменты и узоры приобрели повышенную реалистичность и живописность. Более того, любые формы декора попали под исключительное влияние живописи. В числе основных мотивов орнамента "той Эпохи" значатся акантовые и дубовые листья, виноградная лоза, плюс зооморфные элементы и человеческие тела. Во Французском стиле широко применялись изображения рога изобилия, различных маоск, дельфинов, львиных голов и крылатых сфинксов. Характерными чертами Фламандского стиля стали орнаменты с использованием кариатид, маскарон, фигур гениев, и целые композиции из листьев или медальонов. Акантовый лист и завиток, так вообше стоят в узорах Ренессанса на особом месте.
Текстиль и орнамент Ренессанса. Тканевые орнаментальные узоры чаще всего выполнены в виде повторяющихся геометрических элементов. Особенно тонкая и гармоничная орнаменталистика свойственна декору ренессансных интерьеров. Это мелкие и крупные рисуноки, размером до 50 см., которые хорошо известен и популярны до сих пор. Даже такие дорогие ткани как Парча и Бархат выделывались со стилизованными узорными элементами. Из орнаментов стоит упомянуть гранатовый мотив или аранжировку, выполненная в форме слезы. некогда популярная в Готике "оживальная форма", то есть образованная дугами двух окружностей стала бОлее разнообразной. Используется и тонкая лоза, и ленточные плетения, и прихотливая листва. Геометрический узор тканей Эпохи Возрождения стал очень отчетливым, с огромным количество мелких деталей, в особенности которые требовали расчета по клеткам.
Шинуазри или шинуазери (китайщина). Это применение в европейском дизайне мотивов и орнаментов, стилистическое подражание искусству средневекового китая. Ответвление стиля рококо, которое отличает излишество и экзотика. Подлинные китайские вещи стоили невероятно дорого, так что только королевские особы могли оформить интерьер и обладать предметами в этом стиле. Потому европейские мастера стали создавать свои имитации "по китайским мотивам". Широкое распространение получили пасторальные картины - изящные и несерьезные , а тек же садовые мотивы с поющими птицами и цветущими растениями.
Текстиль и орнамент Шинуазри. Стиль Шинуазри это прежде всего орнамент ткани, в особенности шёлка. Основные черты ткани в китайском стиле это символика форм, орнаментация и цветовая палитра. Начало жизни это единство противоположностей - Неба и Земли, а отражение их слияния - дождь. Другие мотивы "китайских" орнаментов – волна, лента, спираль, которые отождествляют гром и молнии. Известный во всем мире "Повелитель Дождя" - китайский дракон на волнах или в облаках, объятый огнем. Цветовая гамма: зелёный – цвет весны, красный – цвет лета и пламени, жёлтый – цвет земли, белый – цвет осени, чёрный – цвет зимы, чёрный с красным – зарождение света в тёмном царстве. В Средние века цвет приобрел европейскую иерархическую систему: жёлтый – цвет одежды императоров, красный – высшей аристократиии сановников, и потом уже зелёный, синий и белый. Сегодня создание интерьера в духе шинуазри предполагает использование всего нескольких ярких элементов или аксессуаров.
И наконец, восхитительная видео-лекция дизайнера, декоратора и художника по текстилю Елены Боташевой на заявленную тему.